Уровень квалификации
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. Она характеризует способность работника выполнять работу определенной сложности. Например, если в производстве стоит задача собрать и сварить детали стоимость изготовления которых весьма велика, а возможные дефекты в шве приведут к значительным затратам на ремонт (или изготовление новых деталей); или работы на опасных производственных объектах, когда дефекты сварных соединений могут привести к аварии, то привлекать к таким работам следует сотрудников, которые подтвердили свою способность их выполнять.
Кроме того, понятие уровня квалификации применяется при расчете заработной платы. Квалификационный уровень соотносится с тарифным разрядом: чем выше уровень квалификации, тем выше тарифный разряд (коэффициент) и выше оплата труда.
История
Основная квалификационная система – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). Первый выпуск справочника утвержден еще в 1985 году. ЕТКС содержит квалификационные характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Присвоение квалификационного уровня
Ранее, в соответствии с действовавшими положениями Трудового кодекса Российской Федерации, квалификационные разряды работникам могли присваиваться комиссией предприятия. Работник сдавал квалификационный экзамен. По результатам экзамена комиссия составляла Протокол и присваивала квалификационный разряд.
Так же, профессиональные учебные заведения проводили квалификационный экзамен для выпускников, на основании которого в Диплом об образовании вносилась запись о присвоенном квалификационном разряде.
Кроме того, различные организации дополнительного профессионального образования проводили обучение по программам профессиональной подготовки, итогом которого был квалификационный экзамен с присвоением разряда, сведения о котором отражались в Удостоверении.
Формирование системы независимой оценки квалификации
25 июня 2007 года представители Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) подписали Соглашение (ссылка), предметом которого является взаимодействие в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов.
Стороны данного Соглашения осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям:
- создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям;
- создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций;
- содействие развитию современных инновационных профессиональных образовательных программ.
Некоторые положения данного соглашение предполагают:
- разработку национальной системы квалификаций и единой системы классификации образовательных программ;
- разработку профессиональных стандартов с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ;
- применение профессиональных стандартов, как основу для создания соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ;
- независимую оценку качества образования и сертификацию квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования на основе профессиональных стандартов;
- развитие системы профессионального признания результатов освоения профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития экономики с использованием центров независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, создаваемых отраслевыми объединениями работодателей и профессиональными сообществами.
Данное Соглашение является первым шагом к созданию национальной системы независимой оценки квалификации.
3 декабря 2012 года Президент подписал Федеральный закон № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (ссылка). Законом определено понятие профессионального стандарта, порядок его разработки, утверждения и применения.
Закон внес изменения в некоторые статьи Трудового кодекса Российской Федерации:
Статья 57. Содержание трудового договора (подробнее)
Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартовСтатья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора (подробнее)
…документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки...Статья 143. Тарифные системы оплаты труда (подробнее)
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда...
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (подробнее)
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Таким образом, перечисленные изменения послужили началом сформирования законодательной основы для применения профессиональных стандартов предприятиями.
2 мая 2015 года подписан федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в российской федерации» (ссылка). Он уточняет порядок применения профессиональных стандартов.
Закон дополнил Трудовой кодекс Российской Федерации следующими положениями:
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (подробнее)
…Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции…
Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов (подробнее)
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов (подробнее)
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Статья 4 № 122-ФЗ гласит:
Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.Положения статьи 4 отразились в постановлении правительства № 584 от 27 июня 2016 года (ссылка), одно из положений которого гласит: Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов.
Таким образом, применение профессиональных стандартов стало обязательным для предприятий с госучастием в уставном капитале и предприятий имеющих в штате сотрудников, которые выполняют работы по определенным должностям, профессиям, специальностям связанные с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.
3 июля 2016 года подписан Федеральный закон № 238-фз «О независимой оценке квалификации» (ссылка). Закон регулирует отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
3 июля 2016 года подписан федеральный закон № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О независимой оценке квалификации» (ссылка).
Закон вносит изменения в следующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации:
Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (подробнее)
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации (подробнее)
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором
Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (подробнее)
Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Таким образом, указанные правовые акты сформировали для системы независимой оценки квалификации законодательную основу, установили порядок проведения оценки, определили участников.
Структура системы независимой оценки квалификации
Основными участниками системы в соответствии с 238-ФЗ от 3.07.2016 являются:
- Национальный совет при Президенте Российской Федерации (НСПК) nspkrf.ru - консультативный орган, который осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций. Национальный совет наделяет советы по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности.
- Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) nark.ru - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Некоторые функции НАРК:
- обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;
- утверждает наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации
- организует формирование и ведение реестра.
- Советы по профессиональным квалификациям (СПК) nok-nark.ru/spk/list/ - органы управления, которые создаются по решению национального совета (НСПК) для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
Некоторые функции совета по профессиональным квалификациям:
- утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации;
- проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
- осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
- проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр.
- Центры оценки квалификаций nok-nark.ru/cok/list/ - юридические лица, осуществляющие в соответствии с 238–ФЗ от 3.07.2016 деятельность по проведению независимой оценки квалификации. Перечень квалификаций, по которым центр проводит оценку определяется советом по профессиональным квалификациям.
Информационное обеспечение независимой оценки квалификации
В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, работу которого организует НАРК. Реестр включает в себя:
- информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций nark.ru/;
- сведения о советах по профессиональным квалификациям nok-nark.ru/spk/list/ (совет по профессиональным квалификациям в области сварки nok-nark.ru/spk/detail/001);
- сведения о центрах оценки квалификаций; nok-nark.ru/cok/list (сведения о центрах оценки квалификации, наделенных полномочиями по проведению оценки советом по профессиональным квалификациям в области сварки ссылка);
- сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации nok-nark.ru/pk/list/;
- сведения о выданных свидетельствах о квалификации nok-nark.ru/cert/list/.
ОТМЕНА РАЗРЯДОВ
9 апреля 2018 года Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 215 (ссылка) внесены изменения в 1, 2, 27 выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Из Справочника исключены квалификационные характеристики следующих профессий рабочих:
- «Дефектоскопист по газовому и жидкостному контролю» 2-6 разрядов (§§ 43, 44, 45, 46, 47);
- «Дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю» 2-6 разрядов (§§ 48, 49, 50, 51, 52);
- «Дефектоскопист рентгено-, гамма-графирования» 2-7 разрядов (§§ 57, 58, 59, 60, 61, 61а);
- «Газорезчик» 1-5 разрядов (§§ 1, 2, 3, 4, 5);
- «Газосварщик» 2-6 разрядов (§§ 6, 7, 8, 9, 10);
- «Контролер сварочных работ» 2-7 разрядов (§§ 11, 12, 13, 14, 15, 15а);
- «Сварщик термитной сварки» 2-5 разрядов (§§ 38, 39, 40, 41);
- «Электрогазосварщик» 2-6 разрядов (§§ 45, 46, 47, 48, 49);
- «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах» 2-6 разрядов (§§ 50, 51, 52, 53, 54);
- «Электросварщик ручной сварки» 2-6 разрядов (§§ 55, 56, 57, 58, 59);
- «Сварщик пластмасс» 1-4 разрядов (§§ 226, 227, 228, 229).
Указанные изменения знаменует этап перехода служб управления персоналом предприятий и организаций к применению профессиональных стандартов.
25 апреля 2019 года Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 208 (ссылка) внесены изменения в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.07.2013 №513. Из перечня исключены квалификационные разряды некоторых наименований профессий рабочих, должностей служащих.
Таким образом, указание квалификационного разряда по ЕТКС в документах (трудовых книжках, трудовых договорах, дипломах, документах о дополнительном профессиональном обучении и прочих) персонала сварочного производства является не легитимным!
Единственной законной, легитимной системой оценки квалификации персонала в области сварочного производства является независимая оценка квалификации в соответствии с 238 –ФЗ от 3.07.2016.